Когда
на одну официально опубликованную вакансию приходит по 100 и более
откликов, искать место только с помощью джоб-порталов неразумно. Как
найти работу без блата, но по знакомству, и кто в этом поможет?
Пикантная ситуация Сидя
на дежурном понедельничном совещании, коммерческий директор крупной
компании Александр В. попал в пикантное положение. На мобильный телефон
одно за другим пришли три (!) SMS-предложения о работе из очень
"крутых" компаний-конкурентов, и он был вынужден всем отвечать (писали
хорошо знакомые люди). "Видимо, у народа совсем туго с продажами. Я
сейчас не ищу работу, но такое внимание со стороны знакомых льстит", -
как обычно радостно улыбаясь, констатирует Александр. Топы
вроде нашего героя не зарегистрированы в банках вакансий и, как
правило, не сидят без работы. Александр из тех, кого знают в лицо. Для
него трудоустройство по знакомству — самый надежный способ найти
подходящее место. Есть всего 10-15 серьезных компаний, в которые он
теоретически может устроиться "с ходу". И во всех с Александром лично и
с результатами его работы отлично знакомы: с кем-то раньше работали, с
кем-то учились, в общем, так или иначе пересекались. Как говорят
профессионалы - "узок наш круг". В
любом сообществе, в том числе и отраслевом, есть особые люди, которые
отлично чувствуют мейнстрим, ловят тенденции и в курсе последних
событий. Такие трендхантеры*, как правило, достаточно хорошо известны,
и обращение к ним за советом или рекомендацией будет полезным шагом.
Сам Александр – один из них: знает рынок, людей и может спрогнозировать
развитие событий. Также к нему регулярно обращаются коллеги и
рекрутеры, чтобы посоветоваться по кадровым проблемам - найти хорошего
сейлза или маркетолога (а их, как ни странно, и сейчас ищут довольно
активно). Кулуары карьеры Есть
примета: если топ-менеджер, ранее предпочитавший не тусоваться, стал
часто мелькать на отраслевых форумах, то, скорее всего, он скоро сменит
работу. Конференц-залы пятизвездочных московских гостиниц стали биржами
труда для топов. Важной информацией выступления докладчиков изобилуют
далеко не всегда. А вот общение в кулуарах, знакомства и обмен
визитками с хедхантерами и коллегами могут стать как раз очень полезным
для карьеры времяпрепровождением. Здесь можно невзначай сказать
знакомым что-то вроде "акционеры достали - хоть стреляйся". После этого
запускается сарафанное радио высоких корпоративных сфер, благодаря
которому через некоторое время появляются интересные предложения. Для
менеджеров среднего звена и специалистов-исполнителей формат пассивного
поиска работы едва ли подходит. Полунамеки и декларации о намерениях не
срабатывают, требуются активные действия. В то же время, согласно
данным опроса сайта Работа.ру, 32% соискателей при поиске работы,
наряду с традиционными джоб-порталами и газетами объявлений, используют
свои личные и родственные связи. Ничего предосудительного в этом
неформальном механизме нет, но случаются и неприятные моменты. "Старик,
мы столько лет знакомы, пристрой к себе моего балбеса", - с одной
стороны, почему бы и не оказать услугу старому приятелю? С другой, это
классический повод раздружиться навеки. В
некоторых отраслях таких, как индустрия рекламы и медиа, построение
команды на личных контактах — оптимальный вариант. Например, до кризиса
в некоторых рекламных фирмах практиковалось материальное поощрение
сотрудников, которые приводили эффективных работников из числа своих
знакомых. В круге первом "С
некоторых пор я отказываюсь помогать родне и друзьям куда-либо
пристроиться. Несколько лет назад я собрал в своей команде только
знакомых и знакомых знакомых. В результате получился кошмарный балаган
— прогулы с невнятными оправданиями в стиле "ну сам понимаешь, брат,
приболела". Срывались денежные проекты. В конце концов я всех
поувольнял и заменил друзей на сотрудников, с которыми никогда не пил и
не спал. Было непросто: праведный гнев, проклятия, просьбы дать
последний шанс и прочее. С тех пор ничего личного", - рассказывает
Кирилл Степаненко, директор кадрового агентства CPS. Единственная форма
помощи, которую оказывает Степаненко знакомым, — профессиональная
экспертиза и указание направлений поиска. Действительно,
рекрутеры в курсе последних событий, знают, в каких компаниях открыты
вакансии, какие фирмы ведут неофициальный поиск и понимают, что
необходимо для успешного трудоустройства. Рекрутер – и есть трендхантер
сферы трудоустройства. Вместе
с тем, не обязательно держать рекрутера в ближнем круге. Тем более, что
профессионалы разделяют близкие личные отношения и бизнес. "Я никогда
бы не стала рекомендовать фирмам-клиентам близких друзей. Потому что
первых глубоко уважаю, а вторых люблю и не смогу отнестись к ним
объективно", - рассуждает рекрутер Ирина Загаренко. Сходите на
несколько собеседований в кадровые агентства и помимо собственно
вакансии обсудите ситуацию на рынке. Но нужно понимать, что хедхантер -
это лишь первый круг экспертизы по рынку труда. Ловец мест Второй
круг экспертизы – инсайдеры-ловцы (социальные брокеры, как их называют
в некоторых западных источниках), способные помочь ценной рекомендацией
на безвозмездной основе. Или возмездной - как договоришься. Где искать
таких людей? Ответ, как ни странно, простой – в интернете. На
отраслевых веб-ресурсах и сообществах в социальных сетях собираются
вполне приличные и компетентные люди. Пять-десять минут займет у вас
регистрация и создание на форуме интернет-сайта темы (топика) с
вопросами, еще некоторое время понадобится, чтобы найти информацию о
самых топовых интернет-дневниках, в которых обсуждаются интересующие
вас темы. Понятно, что тут же может налететь сонм кибертроллей с
дурацкими шутками и глупыми советами, но велика вероятность, что вы
получите действительно полезную информацию от профессионала — того
самого трендхантера. Потом уже можно выходить с ним в оффлайн. Часто
такие люди оказываются снобами, но если найти нужную интонацию и
наладить диалог, то сведения, которыми трендхантер вас снабдит, могут
оказаться весьма полезными. Кроме того, брокер заинтересован в новых
знакомствах. Иногда замечаешь, что некоторые из них даже стесняются
признаться, что кого-то в своей сфере не знают. Такова их социальная
роль - знать всех. Поэтому нового игрока (вас, например, если вы
достаточно активны) обязательного запомнят. "Ты
туда сходи. Они тебя не возьмут, но ты все равно сходи. Возьмут на
заметку и при случае - когда появится подходящий проект - вспомнят", -
советовал одному журналисту приятель-ловец. Инсайдер был информирован,
всеобъемлющ, успел поработать практически во всех мало-мальски
брендовых проектах индустрии, собственноручно инициировал несколько
новых, засветился на радио и ТВ, написал книгу, регулярно выбирался на
самые значимые международные тусовки (его знали организаторы), в нужно
время умел появляться в нужных клубах – везде, где происходило что-то
интересное. И действительно, журналист не прошел конкурс по формату: в
команду по прихоти нанимателя брали людей с внешностью фриков. Зато
через полгода, когда у компании появился новый более консервативный
проект, одним из первых на собеседование пригласили того самого
недофрика. Так что ищите инсайдера. *Трендхантер
(от англ. Trend и Hunter) – охотник на тренды. Человек, который отлично
знаком с ситуацией в какой-либо сфере, и способен прогнозировать
сценарии развития событий. Алексей Быков Источник: rabota.ru
|