"Кадры решают все". Эту фразу Иосифа Сталина любят повторять работодатели, добавляя, что найти ответственных и инициативных работников очень тяжело. Вместе с тем, по мнению многих соискателей, работодатели зачастую сами виноваты в сложившейся ситуации. Рекрутеры отмечают, что компании иногда оставляют негативное впечатление уже на этапе поиска - они не откликаются на посланные им резюме. Т.е. не сообщают ни негативного, ни позитивного решения в отношении готовности встретиться с потенциальным работником. Это мешает кандидатам, активно ищущим работу, двигаться дальше, рассматривая предложения других компаний.
Кроме того, отмечают эксперты "HeadHunter", многие компании не указывают предлагаемый уровень зарплаты. Этот "недочет" мешает определиться с тем, стоит ли отправлять резюме на вакансию и посвящать свое время переговорам с работодателем. Вместе с тем, описание вакансий не всегда дает полноценное представление об уровне искомого кандидата, наборе обязательных качеств и навыков. Зачастую предлагаемые должности не прописаны детально: работодатель не указывает, чем именно и до какой степени будет заниматься специалист. При этом общие описания отталкивают опытных кандидатов, для которых важны точные ориентиры.
Непонимание возникает также в связи с различными взглядами работодателей на компетентность, необходимую для той или иной должности. Так, в разных компаниях круг обязанностей и уровень ответственности сотрудника на должности финансового директора могут существенно отличаться. Вместе с тем, иногда в вакансии прописывается название должности, а функциональным обязанностям и компетентности уделяется недостаточно внимания. В итоге ищут не специалиста, а человека, занимавшего ранее должность с аналогичным названием. Однако достойный кандидат на должность финансового директора может не иметь в трудовой книжке запись "финансовый директор", и при этом обладать необходимой компетенцией и иметь успешный опыт выполнения требуемых задач.
Вежливый отказ
Не менее распространенный среди соискателей упрек: работодатель после собеседования не удосуживается сообщить, что кандидат не прошел конкурс, рассказывает Виктория Смусь, менеджер по персоналу rabota.ua. "Причины такого поведения заключаются в большой загрузке менеджера по персоналу работой, - отмечает В.Смусь. - Особенно это касается такой распространенной профессии, как менеджеры по продаже. Именно на нее отзывается много соискателей, а сообщить всем об отказе зачастую нет возможности".
По словам эксперта, причиной "молчания" может быть и простая деликатность: работодатель не хочет обижать соискателя отказом, если, например, последний не нравится работодателю по внешним характеристикам или просто на интуитивном уровне. Более того, отказ, выраженный в письменной форме, может быть даже поводом судебного разбирательства, если причины будут высказаны некорректно.
"Тем не менее, отвечать стоит, - подчеркивает В.Смусь, - так как это благотворно влияет на имидж компании как социально ориентированной. Кроме того, соискателю также необходима подобная информация для самоусовершенствования".
"Пытательный" срок
Еще одна распространенная жалоба соискателей: невыполнение условий испытательного срока. Иногда, пообещав испытательный срок размером в месяц, в компании его продлевают до 3 месяцев, якобы для того, чтобы присмотреться к человеку, проверить его, а на самом деле - чтобы меньше платить.
Иногда по прошествии испытательного срока работодатели не поднимают зарплату, аргументируя тем, что сотрудник не в полной мере выполнил свои обязательства. Чаще всего, отмечают в rabota.ua, это просто придирки.
Кроме того, рассказывают рекрутеры, работодатель может взваливать на сотрудника гораздо больше обязанностей, которые не оговаривались при приеме на работу. Во избежание этого стоит составлять письменный договор, в котором будут четко прописаны задачи и обязанности.
Несбыточные обещания
Часто работники негодуют из-за несоблюдения договоренностей относительно карьерного развития, рассказывает директор рекрутинговой компании "Форсаж" Елена Грищук. По ее словам, работодатели иногда не соблюдают обещаний по повышению уровня заработной платы по истечении года работы. Более того, женщины, работающие на позициях секретарей, офис-менеджеров, персональных ассистентов жалуются на ненормированный график работы. Им приходится задерживаться допоздна, а также работать в выходные, при этом переработки часто не оплачиваются.
По словам Е.Грищук, на сегодняшний день большинство серьезных компаний-работодателей все-таки выполняют свои обязательства, связанные с материальной компенсацией труда сотрудников. Ситуации, характерной для 90-х, когда многие компании могли не выплачивать или серьезно задерживать сотрудникам зарплату, сегодня в Украине не наблюдается.
При этом, отмечает эксперт, могут быть нюансы, связанные с повышением зарплаты после прохождения испытательного срока, а также моменты, связанные с размером и возможностью получения бонуса. Как правило, такие проблемы возникают в случае, когда при приеме на работу стороны четко не проговорили и не зафиксировали условия. Вот и возникает потом ситуация, когда работодатель имел в виду одно, а сотрудник понял это иначе.
Правила защиты
Профессионалы рынка рекрутинга подчеркивают, что защитить себя от неприятных неожиданностей можно только в том случае, если все детали будущей работы обговариваются до вступления соискателя в должность.
Основные моменты, которые стоит уточнить соискателю:
- Наличие и длительность испытательного срока. Задачи и параметры оценки кандидата в этот период. - Круг должностных обязанностей. Участок ответственности должен быть четко обозначен. - Размер заработной платы на испытательный срок и после его успешного завершения. - График работы. Каким образом происходит учет переработок. - Условия карьерного роста. Задачи, выполнение которых позволит получить бонусы и продвижение по карьерной лестнице.
По словам экспертов компании "HeadHunter", описание вакансии часто не полностью отражает функционал и уровень необходимой подготовки успешного кандидата, поэтому важно занимать проактивную позицию и задать все волнующие вопросы в отношении сути деятельности работодателю.
Как правило, HR-специалист ожидает от кандидата вопросов, связанных с предлагаемой позицией. Чем больше точной и правдивой информации друг о друге получат работодатель и соискатель на этапе знакомства, тем более правильное решение в отношении друг друга они смогут принять.
Источник: BIZ.liga.net
|