Соискатели иногда приукрашают резюме. Это факт. Но и работодатели охотно прибегают к обману в погоне за кандидатами.
Объявления о вакансиях, информация в которых искажена, относятся к самым разным рыночным сегментам, поскольку это зависит не от отрасли или открытой позиции, а, скорее, от уровня, статуса и репутации компании-работодателя. Мария Волгина, консультант кадрового агентства АВК Групп, утверждает, что этому «пороку» в той или иной степени подвержены самые разные компании: «Нельзя сказать, что в западных компаниях такого явления нет, или что это присуще только небольшим фирмам. Корни проблемы — в организации работы компании в целом — в том, как там относятся к персоналу и насколько грамотно выстроена система работы с информацией». Помимо неотлаженного менеджмента, актуальна и просто жадность. «Хотим дать поменьше, а получить больше, но чтобы соискатель сразу этого не понял» — примерно так рассуждают некоторые нечестные работодатели. И прячут неверные сведения в пунктах, описывающих функционал и компенсацию.
Функционал. За копейку канарейку
Распространенный случай, когда на практике не подтверждается функционал позиции, и новому сотруднику его реальный объем работы становится понятен только через месяц. В итоге человек, подписавшись на одни условия, приходит в ужас от несоответствия масштабов своей работы и уровня ее оплаты.
«У нас был случай, когда мы искали специалиста по заточке инструментов, — рассказывает Мария Волгина. — Молодой человек с удовольствием работал, а через месяц ему предложили добавить в свой функционал еще и элементы инженерной работы. Однако работодатель не захотел повышать заработную плату, решив, что за те же деньги он получит работу сразу двух специалистов. Конечно, работник уволился».
Так стремление работодателя получить «за копейку канарейку» нередко становится причиной ухода сотрудников из компании.
Деньги. Разная математика
Зачастую соискатель недостаточно внимания уделяет составляющим компенсационного пакета. А зря. «Например, заработная плата агентов по недвижимости часто складывается из фиксированной части и комиссионных по результатам сделок, а также годовых бонусов. Работодатель в вакансии может указать усредненный совокупный доход, и, следовательно, сумма, которую получит уже трудоустроенный специалист, скорее всего, окажется меньше заявленной, — рассказывает Екатерина Искандарова, консультант по подбору персонала подразделения ProfySearch рекрутингового агентства The Russian Connection Group. «Кандидат на вакансию менеджера по продажам рассчитывает, например, на 40 000 руб. в месяц, как значилось в объявлении о вакансии, а на деле оказывается, что ежемесячно он будет получать 15 000 руб., а остальное — проценты, которые он может заработать, но, возможно, и нет. Да и эти 40 тысяч — это, оказывается, приблизительная цифра, на которую когда-то однажды вышел самый успешный менеджер отдела, а вообще-то, все в среднем получают 25 000 руб. в месяц», — приводит пример Мария Волгина. Еще один частый случай расхождения: в объявлениях о вакансии называются суммы заработных плат «гросс» (без вычета 13% налогов), а кандидат думает, что это сумма, которую он будет получать на руки («нет»).
Как распознать ловушку
Мария Волгина советует насторожиться, если в объявлении заявлена чрезмерно высокая или слишком низкая компенсация, если доход не указан или названа очень широкая «вилка» зарплаты. Также нехороший знак — объявлением засорены все сайты и газеты, или в нем есть орфографические ошибки.
Кроме того, добавляет Екатерина Искандарова, сигналом к тому, что в объявлении работодателя таится ложь, могут служить расплывчатые описания, многозначные фразы. «Если у вас не возникает ясности в процессе чтения объявления, стоит обратить на это внимание и более подробно обсудить моменты, которые для вас непонятны, при телефонном общении», — советует она.
Проведите разведку
Нужно быть осторожным и бдительным в процессе рассмотрения предложений от компаний-работодателей, считает Екатерина Искандарова. Прежде чем принимать окончательное решение, соберите рекомендации о компании, наведите о ней справки через СМИ, Интернет.
«Любая ложь боится осведомленности адресата!» — напоминает Мария Волгина. Перед тем, как отправиться на собеседование нужно, во-первых, проанализировать, какую в среднем по рынку могут предложить зарплату специалисту вашего уровня, каков должен быть функционал, как вы сами оцениваете свой опыт. Во-вторых, стоит выяснить, какое место на рынке занимает компания-работодатель, какова ее репутация, что говорят о ней настоящие и бывшие сотрудники.
Заставьте работодателя говорить!
Собеседование — это прекрасный шанс прояснить все интересующие вопросы с представителями компании. При правильном ведении беседы есть шанс обсудить все детали условий оплаты труда, взглянуть на компанию изнутри.
«Сценарий собеседования в большинстве случаев задается работодателем, — комментирует Екатерина Искандарова. — Стоит следовать тому ходу беседы, который предлагает интервьюер. Необходимо позволить собеседнику задать все интересующие его вопросы, ответить на них подробно и откровенно. Когда все пункты будут обговорены, в завершение интервью соискателю обязательно будет предоставлена возможность выяснить все интересующие его подробности о вакансии. Просто позвольте работодателю расспросить вас обо всех важных для него деталях, и тогда ваши вопросы также получат подробные комментарии».
Будучи на интервью, обратите внимание на сотрудников компании, на стиль, манеру ведения разговора. Не стесняйтесь спросить, почему открылась данная вакансия, как давно ищут специалиста, в чем проблемы поиска, если они есть. Если представитель компании-работодателя открыто готов обсуждать эти темы, вероятно, организация стабильная, действительно заинтересованная в своем персонале. Если с вами беседуют недружелюбно, уходят от конкретного, профессионального обсуждения вакансии, то тут нужно серьезно насторожиться, считает Мария Волгина.
Самые главные вопросы
Как правило, все вопросы оплаты труда обсуждаются на последней встрече с работодателем, когда он уже уверен в том, что готов сделать соискателю предложение о работе. Работодатель обязан подробно рассказать о схеме компенсации и дополнительных условиях. Молчит — подтолкните его к этому сами. О деньгах можно и нужно спрашивать.
Приступая к работе в новой компании, очень важно понимать, чего от вас ждут на испытательный срок, какие задачи перед вами ставят, по каким показателям будут оценивать вашу работу.
«Согласно статистике, если человек уходит во время испытательного срока, это говорит о том, что стороны плохо проработали условия найма во время этапов собеседования, не получили нужные ответы на свои вопросы. Причем вопросы могут быть самыми разными: где находится рабочее место, есть ли столовая, собирается ли фирма переезжать в другой офис, возможна ли смена функционала на данной вакансии, есть ли ротация в компании, какие перспективы развития компания ставит себе на ближайшее и отдаленное время и многое-многое другое», — говорит Мария Волгина.
Кадровые агентства
Если вера в честность работодателя иссякла безвозвратно, ничего не остается делать, как искать работу с помощью кадровых агентств. Они не заинтересованы в обмане кандидатов и не хотят, чтобы их обманывали клиенты — ни для кого не секрет, что гонорар консультантов в большей степени состоит из процентной части от выполненного заказа, то есть от компенсации трудоустроенного специалиста.
Екатерина Искандарова: «Риски значительно снижаются, так как консультанты кадровых агентств детально выясняют вопросы компенсации, рабочих условий, социального пакета, возможностей роста внутри компании и т.д., и работодателю приходится предоставлять точные данные, отвечающие реальности. При такой схеме работы возможность обмана существенно минимизируется».
Однако избежать проколов на 100 % и здесь нельзя. Мария Волгина вспоминает давний случай: «В крупной западной компании сделали предложение нашему кандидату, он уволился с прежнего места работы, а потом они не подтвердили свой оффер. Мы были в недоумении. Но компания не пересмотрела свою точку зрения. Больше мы с ней не работаем».
Источник: http://www.rabota.ru/
|