Согласно опросу, проводившемуся в 2007 г. компанией Accountemps, занимающейся подбором кадров, почти девять из 10 руководителей высшего звена учитывают при оценке кандидатов, поблагодарили ли они их письменно. Ваша переписка после собеседования должна содержать нечто большее, чем простое спасибо. Вас должны захотеть взять на работу.
«Подайте себя так, чтобы на вас обратили внимание», — советует Кейт Уендлтон, президент Five O'Clock Club, сети консультантов по карьере из Нью-Йорка.
«Чтобы благодарственное письмо было эффективным, в нем нужно коснуться всех актуальных для работодателя проблем», — вторит ей Уенди Инелоу, писательница, преподаватель и консультант по карьере из Коулман-Фолс, штат Вирджиния. Вы можете затронуть их, связав собственные навыки с решением конкретных рабочих задач, о которых узнали во время собеседований. В прошлом месяце такая тактика помогла одной из соискательниц получить высшую должность в нью-йоркской некоммерческой организации. Ее благодарственное письмо содержало ряд конкретных идей и было похоже на бесплатную консультацию, вспоминает Мэрилин Макловиц, рекрутер из Нью-Йорка, занимающаяся подбором высших руководящих кадров. «Она знала, как преподнести свой опыт, чтобы он соответствовал их потребностям», — подчеркивает Макловиц.
Чтобы еще больше увеличить собственные шансы, опишите в письме значимые для конкретного работодателя достижения и потенциальную пользу, которую вы можете принести компании, которые вы не упомянули при встрече. «Мы даже не говорили о том, что я еще и профессиональный технарь», — написала после собеседования претендентка на должность менеджера по продажам в компанию Inspirica, небольшую нью-йоркскую фирму, предоставляющую образовательные услуги. «Мы упустили ее, она приняла другое предложение», — сокрушается Лиза Джакобсон, генеральный директор компании.
Правильно составленное письмо может побороть первоначальные сомнения менеджера, подбирающего кандидата. «В письме вы можете затронуть любой вопрос, обсуждение которого во время собеседования прошло не так, как вам хотелось бы», — предлагает Гари Калванесо, вице-президент фирмы, выполняющей заказы военного ведомства. Он усвоил этот урок, когда несколько лет назад пытался получить должность вице-президента по маркетингу в компании, занимающейся медицинским оборудованием. «Где вы видите себя через пять лет?» — спросил его глава компании на собеседовании. Калванесо набросал ему долгосрочный маркетинговый план, вместо того чтобы рассказать о личных амбициях. «Вы об этом хотели узнать?» — поинтересовался Калванесо. «Не совсем», — сухо ответил генеральный директор. Обеспокоенный тем, что свел свои шансы к нулю, Калванесо посоветовался с Брэдом Ремийяром, рекрутером, занимавшимся данной вакансией. Ремийяр, президент компании Impact Hiring Solutions, предложил ему немедленно исправить ошибку с помощью письма.
На составление самого важного предложения в письме у Калванесо ушло полчаса. «Я не уверен, что я ответил на вопрос о следующих пяти годах так, как вы ожидали», — написал он. И затем он объяснил, почему он надеялся получить работу в компании, где мог бы расти. Это письмо «снова открыло мне дверь», говорит он. Работу он получил.
Претендуя на свой теперешний пост, Калванесо не стал рисковать. В благодарственном письме он усилил аргументы, изложенные во время собеседования, почему военному подрядчику следует взять на работу новичка в данной области. Он сделал упор на собственный свежий взгляд и маркетинговые знания, которые можно применить и в данной сфере.
Каждое значительное собеседование заслуживает личного благодарственного письма, затрагивающего специфические интересы того, кто проводил его. Собирайте визитки, заскакивайте в туалет между собеседованиями и записывайте подробности о человеке, с которым пообщались.
Однако консультанты по карьере, рекрутеры и менеджеры по персоналу не имеют единого мнения о формате письма, отправляемого после собеседования. Если решение о найме должны принять со дня на день, имеет смысл послать письмо по электронной почте. Но неформальное электронное сообщение может оскорбить высокопоставленного руководителя традиционного бизнеса. А корпоративные фильтры спама могут отфильтровать ваше сообщение еще до того, как он увидит его. Бумажное же письмо, отправленное на следующий день курьерской почтой, «не даст человеку, проводившему собеседование, забыть о кандидате», отмечает Инелоу.
Более половины участников опроса Accountemps предпочитают именно такой стиль. «Письма, написанные от руки, становятся забытым искусством», — говорит Арннон Гешури, директор по рекрутингу компании Google. Претенденты могут «весьма преуспеть», пытаясь отличиться подобным образом, добавляет он.
В прошлом году сильный претендент на должность менеджера по работе с клиентами лично вручил написанное от руки благодарственное письмо внутреннему рекрутеру компании вместе с кексами для него и пяти других сотрудников, также проводивших с ним собеседование. Каждый из кексов украшала одна из букв, составляющих название Google. Этот жест «был приятным дополнением». Интернет-компания приняла кандидата на работу.
WSJ, 5.02.2008, Ирина Окунькова
|