А как вы относитесь к тому, чтобы каждый день учиться, например, у своего ребенка, соседки, подчиненных, конкурентов?.. Вы несколько удивлены, потому как полагаете, что один из перечисленных – малец несмышленый, вторая – наседка безмозглая, третьи – по части ума Богом обиженные и так далее по степени возрастания негативной оценки "учителей". Если эта затея или предложение кажутся вам каким-то примитивом, то, скорее всего, вы ошибаетесь. Если же вы откликаетесь на призыв "Хватит вести себя как всезнайка!" или уже следуете ему, то вы прекрасно понимаете, что обучаемость, то есть умение учиться у окружающих, в вашем сегодняшнем положении, когда вы стремитесь добиться профессионального роста – это и есть залог успеха. И Генри Форд, кстати, нечто похожее говорил: "Если и существует секрет успеха, то это умение понять точку зрения другого человека и взглянуть на мир под его углом".
Секрет доктора Пиаже
Жан Пиаже, известный швейцарский психолог, занимался изучением особенностей детского мышления. Подход исследователя радикально отличался от традиционных методов, ученый действовал, как человек, который изучает совершенно незнакомый предмет. Когда он опрашивал детей, то исходил из того, что ему решительно ничего не известно из той области, в которой он хотел разобраться. Дети выступали, как его учителя, а он сам был прилежным учеником.
В конце концов, полагал Пиаже, кто, как не сам ребенок, лучше всего знает, как устроен детский ум. Детям невероятно нравилось их новое положение. Они не были избалованы таким вниманием и, когда понимали, что их внимательно и заинтересованно слушают, охотно рассказывали о своей внутренней жизни такое, о чем и не подозревали прежние исследователи. Они объясняли доктору Пиаже, почему облака находятся на небе, откуда берутся реки, почему плавают корабли и светит солнце. Дети свободно делились с ним своими соображениями, потому что в его присутствии они не стеснялись, не боялись показаться глупыми и несмышлеными. Доктор обращался с ними, как с интересными, умными собеседниками. Ему действительно было интересно с ними общаться, и он всегда очень прилежно выслушивал своих маленьких преподавателей.
Дети и впрямь многому его научили. Пиаже впоследствии сумел дать подробное описание всех стадий развития сознания, его работы по основам деятельности нашего интеллекта и по сей день занимают ведущие позиции в мировой науке.
Умение Пиаже учиться у тех, кто, по его убеждению, обладал нужной информацией - отличная иллюстрация того, что обучаемость – важный компонент успеха, причем в самых разных сферы жизни. Вопрос лишь в том, готовы ли вы стать столь же прилежным и восприимчивым учеником, каким был доктор Жан Пиаже?
Ваши слабые стороны и факторы успеха
В чем может выражаться ваша неспособность учиться у окружающих? Возможно, в нежелании задавать вопросы, стремлении всегда оказываться правой в диалоге или дискуссии, привычке встречать в штыки чужие советы, глухоте к доводам тех, кто придерживается мнений, отличных от ваших, а также в неумении перенимать от других что-то полезное.
Типичные рассуждения вслух или мысли, подтверждающие нежелание учиться у окружающих:
Я считаю, что должна все знать сама; Я действую так, потому что мне все известно и понятно; В дискуссии я должна доказать свою правоту, иначе мне становится не по себе; Я уверена, что мне нечему научиться у тех, кто ниже меня по положению; Мне всегда надо успеть сообщить свое мнение по конкретному вопросу, поэтому и не удается выслушать других; Если мне не нравится то, что говорит собеседник, я перестаю его слушать.
Типичные рассуждения вслух или мысли, способные стать факторами успеха:
Когда у меня возникают какие-то проблемы, я обращаюсь за помощью к окружающим. Я далеко не всегда следую советам окружающих, но всегда интересуюсь их мнением по тому или иному вопросу. Когда мне предстоит выполнить какую-то ответственную работу, я спрашиваю совета у специалистов. Я уверена, что учиться можно у кого угодно. Когда ко мне обращаются, я всегда стараюсь внимательно выслушать собеседника и уловить суть сказанного им. Я умею учиться и у тех, с кем я не согласна.
Повышайте степень обучаемости
Итак, чтобы иметь хорошую обучаемость, надо постоянно воображать или искренне думать, что вы ученик, что вы хотите пополнить багаж своих знаний. Поэтому, начиная с сегодняшнего дня, внимательно следите за собой и, когда вы поймаете себя на том, что ведете себя, как всезнайка, старайтесь сразу же перестроиться.
Окружающие люди могут научить вас многому. Начинайте учиться у коллег, друзей, врагов, членов семьи. Развивайте привычку внимательно слушать то, что говорят вам. Слушайте любого собеседника с искренним вниманием.
Вместо того, чтобы читать нотации подчиненным, лучше постарайтесь понять их точку зрения. Неужели вы так сгораете от нетерпения высказать свою позицию по тому или иному вопросу, что вам просто некогда выслушивать других участников дискуссии? Ведите себя спокойно и слушайте. Вы прекрасно знаете, что сами скажете по этому вопросу, так почему бы вам ни послушать других? Не следует полагать, что вам уже известны ответы на все вопросы. Будьте восприимчивы к новой информации.
Разумеется, никто не призывает вас быть тише воды и ниже травы. Нет, надо иметь смелость задавать вопросы. Это крайне важно для процесса обучения, как и участие в обмене мнениями. Имейте в виду: лучше задать самый "глупый" вопрос, чем пребывать в невежестве, неведении.
Кроме того, изживайте синдром "да, но…", с помощью которого люди открещиваются от любой информации, которую им пытаются передать. Возможно, когда вам что-то говорят коллеги или подчиненные, вы перебиваете их высказываниями: "Да, но я уже пробовала такой подход, он не сработал", "Да, но это не подходит к данной ситуации". Есть вероятность того, что если вы и пытались претворить в жизнь тот или иной совет (метод, подход, идею), то делали это непоследовательно, без должного упорства.
Ищите ментора!
Для некоторых деловых дам первый шаг в освоении искусства обучения у окружающих – это определить для себя, у кого можно учиться. Кто обладает информацией, которая может оказаться полезной? У кого или где можно почерпнуть нечто такое, что поможет в реализации ваших целей?
Проверенный и надежный способ – найти себе ментора, то есть мудрого советчика, наставника, учителя, воспитателя. Таким ментором может для вас стать тот, с кем вы время от времени встречаетесь, или тот, кого вы видите на экране телевизора или слушаете по радио, чьи статьи или книги постоянно читаете. Заранее отводите время для регулярного общения с ним или знакомства с его текстами или программами. Разумеется, не следует принимать на веру все сказанное или написанное таким ментором, старайтесь извлекать рациональное зерно из его рассуждений. Иногда такой процесс обучения у одного ментора продолжается десятки лет, иногда находят новых наставников. Человек, которого вы сделаете своим советчиком, сумеет поведать вам много интересного и о вас самой.
Памятки на каждый день
Приведенные ниже высказывания можно написать на карточки и поместить их там, где они будут постоянно попадаться вам на глаза, - на зеркале в ванной, на холодильнике, на письменном столе в офисе. Тогда вы будете все время помнить о том, как важно уметь учиться у окружающих.
Каждый день я узнаю от других что-то новое.
Строить из себя всезнайку – мешать собственному развитию.
Даже если я не совсем согласна с человеком, я умею извлечь из общения с ним пользу для себя.
Я внимательно наблюдаю за теми, кто чего-то уже добился в жизни.
Те, кто познал успех, постоянно учатся у окружающих, и при этом их гордость совершенно не страдает.
Источник: http://www.devichnik.ru/work/work060829.phtml |