На истекшей неделе правительственные чиновники наконец-то официально признали реальность, в которой уже несколько недель живут участники рынка и население. Экономика России не просто испытывает влияние глобального финансового кризиса, но и сама «по полной программе» включилась в мировую экономическую рецессию. На заседании Президиума Правительства РФ 19 января МЭР были представлены новые параметры макроэкономического прогноза на 2009 год исходя из цены нефти $41 за баррель, которая стала компромиссом между оценкой Минфина ($32/баррель) и предыдущими ориентирами Минэкономразвития ($50/баррель). При такой цене Россию ожидает 13%-ная инфляция, среднегодовой курс доллара— 35,1 рублей, экономический спад на 0,2%, сокращение промышленного производства на 5,7%, снижение инвестиций в основной капитал на 1,7%.
На фоне данных о снижении промпроизводства в декабре 2008 года на 10,3% новая версия прогноза МЭР выглядит довольно оптимистично. По оценкам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, если среднегодовая цена на нефть составит $32 за баррель Urals, ВВП России сократится на 3,1%. Причем, важнейшим фактором замедления экономической динамики в перспективе становится сжатие инвестиций в основной капитал, «темпы роста» которых могут достигнуть отрицательного значения «-14,8%». В условиях кризиса сократятся все их основные источники, включая прямые иностранные инвестиции, собственные средства компаний, средства бюджета, банковские кредиты, внутренние и внешние облигационные займы. По мнению экспертов ЦМАКП, отчасти такое снижение носит естественный характер, отражая выход ряда рынков из перегрева (например, строительство). С другой стороны, оно является реакцией компаний на ухудшение конъюнктуры и соответствующее падение спроса.
Минэкономразвития ожидает также значительного падения экспорта (на 43%) и импорта (на 16%), которые все последние годы росли в среднем на треть ежегодно. При этом предполагается незначительное превышение экспорта над импортом ($24,1 млрд). Однако существенное снижение цен на сырьевые товары при одновременном сокращении физических объемов экспорта, по мнению многих аналитиков, способно привести к переходу от положительного к практически нулевому сальдо торгового баланса. В ЦМАКП считают, что экспорт в 2009г. ($240 млрд) будет несколько ниже даже уровня 2005 года ($244 млрд). В 2008-ом этот показатель составил $479 млрд.
Эта оценка жестче, чем у Минэкономразвития. Было бы, однако, несправедливым не отметить, что в целом последний министерский прогноз отличается куда большим реализмом как по сравнению с предыдущими версиями, так и в сопоставлении с результатами расчетов, обнародованных авторитетными международными организациями.
Так, опубликованный Европейской экономической комиссией первый «Промежуточный прогноз 2009 года» предполагает, что ВВП России в текущем году вырастет на 1% по сравнению с 5,9% в 2008 году. Базовый сценарий Merrill Lynch предполагает, что средняя стоимость нефти составит $47 за баррель, при этом сохранится рост ВВП на 0,9%. Согласно выводам Еврокомиссии, длительной рецессии удастся избежать благодаря принятым Правительством РФ мерам по стимуляции экономики и финансового сектора. Кроме того, влияние на экономический рост будет оказывать также гибкий курс рубля по отношению к спросу на товары и услуги, произведенные в России.
Необходимо подчеркнуть, что ориентиры 2009 г. получены Минэкономразвития на основе методологии т.н. «активного прогноза», когда сбываемость показателей прямо и непосредственно зависит от эффективности как уже принятых регулятивных антикризисных мер, так и тех, которые еще предстоит осуществить. С одной стороны, это заметно повышает уверенность участников рынка: снижается неопределенность в отношении содержания антикризисной программы; возникает понимание последовательности действий государства, сроков принятия решений и т.п. С другой – растет и ответственность власти за качество и своевременность такого рода регулирования.
К сожалению, эффективность некоторых мер государственной поддержки реального сектора не всегда можно оценить однозначно. Принятое Правительством РФ 21 января решение об обнулении экспортных пошлин на никель и снижении - на медные сплавы было воспринято и участниками рынка, и экспертным сообществом как более чем своевременное. Протекционистские же меры по отношению к АвтоВАЗу, напротив, вызывают массу вопросов. С одной стороны, их резоны с точки зрения обеспечения развития российской автопромышленности и сохранения рабочих мест в отрасли вполне понятны. В тоже время, «цена» такого рода поддержки не может не настораживать.
Против введения защитных импортных пошлин на иностранные автомобили выступали и сами российские автомобилисты, и большинство иностранных автопроизводителей. Теперь к «массам несогласных» присоединились Япония и Евросоюз, представители которого требуют объяснить целесообразность протекционистского шага. Вслед за повышением пошлины на новые импортные иномарки с 25% до 30% большинство иностранных автопроизводителей заявило об увеличении стоимости импортируемых в РФ автомобилей в среднем на 10%. О повышении стоимости своей продукции с января 2009 года уже успели заявить Toyota (6,4-6,6%), «Рольф» (импортирует Mitsubishi), Volvo (10-15%), Opel (минимум 2,5%) и Ford (5%), Chevrolet (5-8%), ряд китайских производителей (15-20%). С 12 января после введения новых тарифов, о пересмотре цен также сообщила корейская Hyunday, за ней Mercedes-Benz (3,4-6,1%), японский Nissan (от 5-7%).
После введения с 12 января более высоких ввозных пошлин на подержанные иномарки количество ввозимых через таможню Владивостока автомобилей снизилось более чем 18 раз и составляет на данный момент 5% от объемов прошлого года, в то время как половину ввозимой на Дальний Восток продукции составляют автомобили, техника и оборудование. В Калининграде уже практически прекратился ввоз подержанных иномарок из Западной Европы и США (начиная с 12 января, таможня оформляет одну - две машины в течение двух-трех дней). По экспертным оценкам, прямые бюджетные потери из-за резкого падения спроса на таможенное оформление иномарок уже грозят недополучением доходов до $1 млрд. Но самой неожиданной мерой по обеспечению жителей России автомобилями отечественной сборки стало решение о компенсации «Российским железным дорогам» стоимости перевозки машин из европейской части государства на Дальний Восток. Вряд ли этот шаг можно оценить, как направленный на развитие отечественного автопрома. С другой стороны, совершенно непонятно как при помощи такой меры правительство собирается снизить недовольство жителей региона, в котором ориентация на покупку японских машин складывалась десятилетиями, где пользоваться продукцией отечественных автопроизводителей не принято, вне зависимости от ее цены. Значит, придется потратиться еще и на масштабную рекламную кампанию, и на создание сети сервисных центров и т.п.? Кроме того, это никак не может стимулировать, например, японских инвесторов к вложениям в совместное производство автомобилей в регионе. По мнению многих экспертов, решение по пошлинам и тарифам на перевозку автомобилей целесообразно если не отменить вовсе, то основательно скорректировать с учетом прогнозируемого дефицита федерального бюджета на этот год.
Главные проблемы российской экономики на сегодняшний день в ее финансовой системе – это кредитное сжатие, ликвидность, «запертая» в банковском секторе, потеря внешних источников денежного предложения, отток капитала, сокращение международных резервов. Обнародованная на днях Центробанком статистика, свидетельствует о том, что в 2008 году отток капитала из России составил $129,8 млрд - чуть меньше, чем объем Резервного фонда, который составил на начало текущего года $137,1 млрд. По прогнозам Минфина при цене нефти $32 за баррель и курсе доллара на уровне 34 руб. объем доходов бюджета составит лишь 5,6 трлн рублей, а бюджетный дефицит - 4 трлн рублей. При цене нефти в $41 за баррель и курсе в 35 руб./$ ситуация чуть лучше – на покрытие дефицита потребуется 1,7 – 2,0 трлн рублей. Прогнозы многих инвестиционных аналитиков по оттоку капитала в 2009 году - около $160 млрд, если цена на нефть задержится на уровне ниже $40 за баррель, вполне коррелируют с этими показателями.
Для отражения спекулятивных атак на рубль Центробанк был вынужден тратить средства международных резервов. За три месяца их объем сократился на 16,7% - до $396,2 млрд. 22 января стало известно о том, что с 9 по 16 января они снизились на рекордные $30 млрд. Столь высокая интенсивность их расходов вызвала негативную реакцию даже у мирового рейтингового агентства Fitch, предупредившего ЦБ РФ о возможном снижении суверенного рейтинга России, если подобные темпы сохранятся в будущем. В первую рабочую неделю января регулятор действительно продавал валюту, однако по итогам истекшей недели падение резервов может быть не таким значительным. По данным ЦБ, уже на 20 января объем международных резервов составил $397,5 млрд, то есть с 16 января по 20 января они выросли на $1,3 млрд. С началом периода налоговых выплат 20 января на рынке еще резче обозначился дефицит рублевой ликвидности. Межбанковские ставки резко выросли, и Центробанк не стал устанавливать лимиты на операции «валютный своп». Кроме этого банки заняли у ЦБ рекордную сумму посредством РЕПО. Это привело к снижению курса доллара и евро к рублю. Так, по словам главы Центробанка С.Игнатьева, в понедельник, 19 января, ЦБ продал валюты на сумму около $10 млрд, однако уже 21 января купил ее на $3,4 млрд, а 22 января, еще на $200 млн.
Расширив параметры бивалютной корзины до 41 рубля (верхней планкой для доллара становится уровень в 36 рублей), Банк России указал валютному рынку и экономике четкие ориентиры ослабления рубля на ближайшие несколько месяцев. Регулировать процесс курсообразования ЦБ собирается валютными интервенциями, процентными ставками и объемами рефинансирования. Новый уровень верхней границы технического коридора с экономической точки зрения вызывает доверие у большинства экспертов и участников рынка. При таком курсе рубля к бивалютной корзине сальдо счета текущих операций платежного баланса будет положительным даже при цене барреля нефти в $30. То есть торговые операции смогут обеспечить приток валюты в страну. Кроме того, предсказуемость и хоть какая-то определенность действий регулятора вернули здравый смысл на рынок. Торги в пятницу проходили в спокойном режиме. В настоящее время цена бивалютной корзины колеблется около 37 рублей. Доллар слегка подрос на фоне слабеющего евро. Официальный курс доллара США, установленный Банком России с 24 января, повышен на 10 копеек с 32,7991 рубля до 32,8926 рубля. Курс евро понижен на 25 копеек с 42,6454 рубля до 42,3986 рубля. По прогнозам аналитиков Райффайзенбанка, при стоимости корзины в диапазоне 37-38 рублей и нефти на уровне $40 за баррель текущий счет в первом квартале будет в значительном плюсе: около $10-15 млрд. В более длительной перспективе ситуация выглядит сложнее. «Корзина» на уровне 41 руб. обеспечивает положительный текущий счет в 2009 году (около $20 млрд), но его явно недостаточно, чтобы обеспечить выплаты по внешнему корпоративному долгу (около $120 млрд). Очевидно, что погашение долгов компаниями и банками с высокой вероятностью приведут к новому витку оттока капитала.
Большинство участников рынка и представителей экспертного сообщества, тем не менее, солидарны с мнением главы Минфина А.Кудрина: проведенная денежными властями ступенчатая девальвация рубля снизит риски, связанные с мировым финансовым кризисом: благоприятно скажется на платежном балансе, доходах экспортеров, а также естественной защите внутреннего рынка. Причины таких настроений в том, что ЦБ, по-видимому, все-таки нащупал «дно» курсообразования. В обозначенном коридоре «цена» рубля может теперь складываться как равновесная. Этот итог носит принципиальный характер для стабилизации в перспективе всех финансовых параметров российской экономики (процентных ставок, темпов инфляции и т.п.).
Существенным фактором, влияющим на величину падения промпроизводства, является снижение потребительского спроса, основанное в значительной степени на сокращении реальных доходов населения. Сказывается на этом, правда, пока еще в меньшей мере, и рост безработицы. По данным Роструда, общее число безработных граждан в России на настоящий момент составляет около 6 млн человек. При этом в органах занятости населения зарегистрированы только 1 млн 522 тыс человек, которые в соответствии с законом получают пособие по безработице. К этой цифре следует прибавить и работников находящихся в «административных отпусках» или частично занятых. Характерная особенность российского рынка труда, однако, состоит в том, что работодатели сокращают персонал в последнюю очередь, предпочитая сначала урезать на 20-30% цену труда. По прогнозам Минэкономразвития, в текущем году уровень реальной заработной платы может снизиться на 2,7%.
Растет опережающими темпами и «инфляция для бедных». Так, в 2008 г. стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России на 17,5%. Рекордсменами стали макароны – 33,8%. За ними с некоторым отставанием идут хлеб и хлебобулочные изделия – 25,9%; крупы и бобовые – 25,8%; мясо и птица – 22,2%, подсолнечное масло – 22,1%. В целом по году инфляция для тратящих на пропитание основную часть расходов, по подсчетам экспертов, в 2008 г. превысила 25%, а в 2009 г. может достигнуть 30% при средних прогнозных показателях Минэкономразвития 13%.
Если учесть все эти факторы, величина падения покупательской способности становится вполне очевидной. Между тем, важнейшим фактором, поддерживающим экономическую динамику в условиях кризиса должен стать именно рост потребления населения (даже в сценарии с низкими ценами на нефть). А это значит – обеспечение доступности банковских кредитов как для предприятий, так и для населения является одной из первоочередных задач.
Усилия государства по поддержке банковской системы не пропали даром: она пока устояла. В то время как американские и европейские банки, несмотря на серьезные государственные вливания, подсчитывают колоссальные убытки, чистая прибыль российских банков в 2008 году снизилась на 10%, что можно считать относительно неплохим результатом в нынешних условиях.
Из-за проблем с ликвидностью ЦБ в 2008 году отозвал лицензии на осуществление банковских операций у 19 кредитных организаций. При этом в отношении 6 банков в 2008 году была введена мера по запрету на привлечение депозитов населения, у 3 из этих банков впоследствии была отозвана лицензия (в 2007 году 7 банкам был наложен запрет на привлечение вкладов, у 4 лицензии были отозваны). В отношении 10 банков направлены дела в правоохранительные органы из-за вывода активов.v Кризис доверия к банковской системе частично уже преодолен. Осенью вкладчики, испугавшись повторения 1998 года, массово стали забирать из банков свои деньги, выведя в октябре-ноябре 370 млрд рублей. Но первые меры правительства и ЦБ по поддержке экономики стабилизировали ситуацию: в декабре на депозиты вернулись уже 400 млрд рублей. С частными лицами особых проблем нет, люди, кажется, поняли, что государство не бросит банки в беде, а значит, с их деньгами все будет в порядке. Во всяком случае, серьезного снижения вкладов граждан в банках специалисты Банка России не ожидают.
В условиях неопределенности по поводу того, какой будет следующая ожидаемая волна «цунами» мирового финансового кризиса, тем не менее, требуется дополнительная поддержка российских банков. Денежные власти к этому готовы. Министр финансов А.Кудрин заявлял, что в дополнение к $40 млрд, которые ранее были выделены государством на капитализацию банков, в ближайшее время прибавится еще такой же объем государственной поддержки С высокой долей вероятности можно предположить, что вновь выделяемые средства в первую очередь предназначены для докапитализации ВЭБа, который уже не удовлетворяет нормативам ЦБ по достаточности капитала. Возможно, помощь получат и ряд частных банков, чьи балансы особенно пострадали от «плохих» долгов. Безусловно, эти меры в сочетании с наметившейся предсказуемостью курса рубля помогут банковской системе, распечатать «кредитный тромб» и продвинуть кредитные ресурсы в реальный сектор.
В заключение подчеркнем еще раз, что сбываемость прогнозов, при всей их реалистичности, напрямую зависит от качества антикризисных мер, принимаемых как государством, так и бизнесом. По мнению замглавы Минэкономразвития РФ А.Клепача, «масштаб рецессии зависит не только от внешних факторов, а от того, как будет бизнес реализовывать свои программы, и государство (тоже), поэтому антикризисный план, который принимался, и дополнительные меры, которые сейчас обсуждаются, - они не все еще заявлены, они дадут свой эффект, и масштабы рецессии будут существенно уменьшены».
Марина Войтенко – руководитель департамента информационных программ Центра политических технологий Источник: http://politcom.ru/